Дневники "Шарк тароналари"

30.08.2017 12:15 806 Поделиться

 

Фестиваль «Шарк тароналари», грандиозный театр под открытым небом, — явление очень своеобразное, и мнение, что оно не имеет себе равных, соответствует истине!

Международный музыкальный фестиваль “Шарқ тароналари” на протяжении 22 лет является одним из наиболее масштабных и значимых в мире, во многом определяющим вектор развития музыкального испонительского искусства. За этот период фестиваль завоевал высокий международный авторитет, и рассматривается как высочайший плотаж в исполнительском мастерстве. В Узбекистане конкурс имеет статус национального достояния отечественной музыкальной культуры, и каждый раз его проведение становиться одним из главных международных культурных событий в стране. Поражает он и сегодня – необычайностью своего формата, способом организации действия и пространства, и, самое главное, своим музыкально-драматическим содержанием. Он погружает зрителя-слушателя в абсолютно небывалую реальность.

Помимо большого количества интересных программ, сам фестиваль представляет собой законченное музыкальное произведение – с главными, побочными и заключительными партиями, разработками и кульминацией. Творческие отношения к составлению программы повышает общий тонус фестиваля. Уже на протяжении 22 лет фестиваль “Шарқ тароналари” открывает миру лучших исполнителей восточной музыки, давая старт яркой карьере отечественных и зарубежных исполнителей.

Пожалуй, из всех зарубежных исполнителей, выступивших на сегодняшний день в рамках фестиваля «Шарк тароналари» и приехавших к нам именно по этой линии впервые, имя азербайджанского исполнителя Сахиб Пашазаде с момента его анонсирования лично меня заинтриговало наиболее сильно. Интрига сохранялась вплоть до ее выступления, состоявшего 25 августа (первый день конкурса). Заочный интерес к звучанию экзотически яркого и сочного инструменталиста подогревался и его видеороликами с записями азербайджанских мелодий выложенными на  интернет ресурсах.

— Каково ваше впечатление от исторически памятников  архитектуры- площадь Регистан, мечеть Бибиханум……..

Во многих странах мира видел древние памятники, исторические сооружения, места, куда стремятся туристы, но ничто не сравнится с комплексом Регистан, мечетью Бибиханум Своеобразная архитектура очаровывает человека, каждый узор и надпись на стенах медресе заключают в себе определенный смысл. Мне говорили, что комплекс особенно красив в вечернее время суток. И я хотел бы, по возможности, увидеть эту картину, побеседовать с гостеприимными жителями Самарканда.

Говоря в широком смысле, я думаю, что узбекистанцам «ничего не надо». Я поясню. «Ничего не надо», когда видишь вашу богатейшую вековую историю, когда погружаешься в вашу великую литературу, архитектуру и музыкальные традиции. «Ничего не надо», когда видишь прекрасные улицы в центре исторического Самарканда и идущих по ним людей — гордых, свободных, уверенных в себе. И это закономерно, ведь вам «всего хватает»! У вас всё есть — и очень высокого уровня! 

Особо  хотел бы отметить о самобытности музыкальных культур стран Востока, которые развивались параллельно. Узбекская музыкальная культура и азербайджанская культура всегда развивались в тесной связи. Потому что азербайджанские ученые разрабатывали проблемы устного творчества профессиональной устной традиции. Невозможно представить азербайджанскую музыку в отрыве от узбекской, в частности макомата. Мугамное искусство также как и маком, развивает  те сферы музыки, которые развиваются всегда параллельно и воздействовали друг на друга.

 

—Что будете рассказывать друзьям по всему миру о Узбекистане?

— Настойчиво посоветую им приехать сюда, чтобы всё увидеть своими глазами и восхититься Самаркандом так, как восхитился ею я сам!

 

Пина ВАЛЕНТИНО, группа “Нантисия”:

-Итальянский народ очень экспрессивный и близкий нам по духу, что первое приходит Вам

 

– В итальянском языке есть легко понятное для узбекского слуха слово, которое очень хорошо описывает все мои впечатления от Самарканда. Grandioso! Грандиозно! Это слово вмещает в себя и впечатления от красоты города, и впечатления от величественности его облика и архитектуры. Грандиозное впечатление сложилось у меня и от самой узбекской культуры. У вас – невероятно богатое культурное наследие, невероятно богатый культурный интеллект нации. Кто никогда в Узбекистане не был, понять этого не сможет. Но когда здесь побываешь, то не поразиться увиденному просто не сможешь!

Я была также потрясена уровнем узбекских музыкантов, тем, насколько глубоко в Узбекистане подходят к игре на музыкальных инструментах, а также к традиционной музыке - макому. Узбекский народ, скорее, интроверты, чем экстраверты, но при этом сразу видно, насколько все вы – грамотные, образованные люди, много читающие, интересующиеся своей историей, искусством и музыкой. Моим самым сильным музыкальным впечатлением было то, что в гостинице, узбекские гости исполняли произведения итальянских авторов. Я была потрясена той тишиной и тем напряженным вниманием, что царило в холле нашего отеля. Восторженные ощущения и от музыки, и от публики я, безусловно, сохраню в своей памяти на всю жизнь…

Асал ХОЛМАТОВА